Как игры влияют на развитие ребенка

Не стоит воспринимать мир детей, как мир взрослых. Детский мир действительно существует, и рассказывают они о нем во время игры. Если для взрослых естественным способом общения является речь, то для детей — это игра. Речь — это набор различных символов, а символы, в свою очередь, это абстракции.

Умение полноценно абстрактно мыслить, дети приобретают только к 11-12 годам, и если, нашей целью является установить контакт с малышом, мы должны понимать, что детский мир — это мир конкретных вещей. Это даст нам представление о том, что для детей игра это что-то подобное речи, а игрушки, которыми они играют — это слова. Из этого следует, что лучше выбирать игрушки, которые обеспечат ребенка широким спектром активности игры, то есть — речи.

Так как игрушки у детей являются непосредственной частью коммуникативного процесса, необходимо уделять особое внимание выбору правильных экземпляров.

Необходимо выбирать такие игрушки, которые помогают ребенку проработать пример реальной жизни, на практике освоить социальные запреты и ограничения.

Например, сюжетные куклы (супермен, полицейский, доктор, монстр) являются безопасным способом выражать те или иные чувства, при этом, не ощущая угрозы, так как чувства уже определены характером самих марионеток.

Игрушки, которыми ребенок может манипулировать, такие как металлические конструкторы сделанные на фабрике Meccano, придают малышу уверенности в себе: «Я смогу что-то создать сам, и у меня все получится». В результате данный опыт распространится и на другие стороны жизни ребенка. С помощью кубиков можно построить дом, поставить друг на друга, а можно просто разбросать — это дает ребенку представление о том, что значит строить, а что значит разрушать.

Структурированные материалы и игрушки, такие как мечи, ружья, пистолеты, игрушечные солдатики, крокодил или волк, дети могут использовать для выражения гнева или враждебности. И не стоит переживать из-за проявлений этих негативных чувств. Ножевые удары, стрельба и битье приемлемы в игре, так как являются символическими и носят терапевтический характер.

Очень важную роль в развитие детей играют так называемые, неструктурированные материалы, например: пластилин, песок, глина и т. д. Бывают случаи, когда из-за мыслей о тяжести предстоящей после игр с такими материалами уборки, родители запрещают играть с ними. В то время как, это богатейший ресурс для творческой самореализации ребенка. Вода или глина не имеют структуры и благодаря этому, по желанию ребенка, могут превращаться во что угодно: пляж, поверхность луны, целебный порошок или золото — эти возможности безграничны. Не существует неправильного способа игры с водой или пластилином, поэтому творец может не сомневаться в успехе.

Также очень важными для детского самовыражения являются палитра и краски. Любые виды творческих игр дают возможность ребенку создавать свои взгляды на мир и проявлять инициативу. Игра позволяет ребенку научиться тому, чему никто его не сможет научить — стать личностью. Внимательно и ответственно подходя к игровому миру ребенка, мы взрослые, предоставляя ему нужные для этого возможности, поможем пройти этот нелегкий, но захватывающий путь.