Чупа-чупс и «поклоны» помогут заговорить

Племяннице 3 года, три месяца назад логопед поставила ей диагноз «задержка речевого развития»: малышка до сих пор говорит «атосы», а не «автобусы», вместо «Питер Пен» говорит «Попапей», вместо «мороженое» — «майоти». Родилась девочка здоровой и доношенной. В поликлинике сказали, что до 4 лет занятия с логопедом не проводятся. Чем можно помочь ребёнку в развитии речи?

Четырёх лет ждать не стоит — это только усложнит речевую ситуацию. Начинайте занятия как можно раньше, укрепляйте нервную систему ребёнка: массаж, гимнастика, упражнения, развитие речи, закаливание, коррекция поведения и т.д. Покажите малышку отоларингологу, чтобы уточнить состояние слуха. Обязательно обратитесь к специалисту, который владеет логопедическим массажем. Но перекладывать на логопеда все, надежды не стоит. Каждый день занимай-  тесь дома — в одно и то же время, когда ребёнок бодрый и максимально усидчив, чтобы выработать привычку к занятиям. Помните, что каждое занятие для малыша — это игра.

• Развивайте фонематический слух.

«Аплодисменты». Вы хлопаете в ладоши — девочка в точности повторяет. Начинайте просто с хлопка, затем отхлопывайте простые ритмы «хлоп-хлоп-(пауза)-хлоп». Пусть за мамой повторяет папа — то правильно, то специально с ошибкой — деткам очень нравится исправлять.. «Поклоны». Сколько в слове слогов, столько и поклонов. Начинайте с простых коротких слов: ма-ма, лак, со-ва, ва-та, дом, море, мо-ло-ко и пр. Так постепенно вместо «атосы» будут «автобусы».

• Развивайте речевой выдох. «Ветерок» — с разного расстояния нужно задувать свечу.

«Клоун» — на кончике носа девочки зафиксируйте маленький кусочек ваты или бумаги, который нужно сдувать. «Насос» — кто быстрее надует воздушный шарик. Не переусердствуйте: голова у ребёнка не должна кружиться.

• Развивайте речевую моторику. «Сластёна» — облизывайте чупа-чупс вытянутым вперёд языком, слизывайте варенье с верхней губы и уголков губ. «Подъёмный кран» — мелкие, но безопасные игрушки захватывайте губами и переносите с одного на другое место. «Ёжик бегает по лесу» — первой детской пластиковой вилкой покалывайте щёки, губы, язычок.

Массажные упражнения сразу после еды не выполняйте, чтобы не спровоцировать рвотный рефлекс.

 

Скажи «мама»

Наш сын родился в любящей, счастливой семье, но он отказывается говорить слово «мама»! Умеет говорить «баба» и «папа». Не чувствую привязанности сына, его любви. Сначала старалась не обращать на это внимания, но крохе уже десятый месяц, и меня это очень беспокоит. Подскажите, пожалуйста, почему так происходит?

По одному описанному признаку трудно точно сказать, почему так происходит. Необходимо многое знать. Расстраивается ли ребёнок, когда вы уходите? Смотрит ли он вам в глаза во время кормления? Когда использует указующий жест, то смотрит на то, куда показывает, или на вас? Плачет ли, чтобы позвать вас на помощь, когда ему дискомфортно (например, в мокром подгузнике)? Радуется ли при игре в прятки, когда, наконец, вас нашел? Возможно, есть трудности в эмоциональном развитии, в том, как формируется связь и чувства ребёнка к близким членам семьи и миру в целом. Очень рекомендую регулярно играть с малышом в эмоциональные игры. Например, попросить его улыбнуться, как кот на солнце, как будто он увидел чудо; или позлиться, как ребёнок, у которого отняли конфету; испугаться, как заяц, увидевший волка. Общение с малышом должно быть эмоционально красочным, интонационно богатым, мимически ярким!

 

Малыш в безопасности

Почему психологи говорят, что обязательно нужно укачивать младенца?

Из поколения в поколение передавалась такая традиция, как укачивание младенца перед сном. Какое волшебство скрыто в этом процессе?

Укачивание настраивает мозг ребёнка на определённый ритм работы (уравновешиваются процессы, возбуждения и торможения). Он сродни ритму маминых шагов. Плотный телесный контакт с мамой во время укачивания вызывает у малыша чувство защищённости, безопасности и покоя, которые он испытывал, находясь у мамы в животике, где было также тепло и Уютно. Плаксивый малыш успокаивается, базовое чувство безопасности — Основа для успешного развития.