Интеллектуальные и творческие способности малышей

Развивающих интеллектуальные и творческие способности малышейПоле выбора Пожалуй, сегодня не найдется заботливых родителей, которые не слышали бы о методиках, развивающих интеллектуальные и творческие способности малышей едва ли не с рождения. Имена Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера, Бориса Никитина и Николая Зайцева регулярно мелькают на страницах журналов и в рекламе детских центров. Но как разобраться: чем кубики Зайцева отличаются от кубиков Никитина?

Что предпочесть: вальдорфский детский сад или занятия по системе Монтессори? В чем преимущества системы Глена Домана перед системой Никитиных? А есть еще Дьенеш, изобретший загадочные блоки…

Мы условно разбили все развивающие методики на две категории: те, которые изначально предназначались для занятий в группах, и те, что прежде всего ориентированы на занятия в семье. Но время вносит свои коррективы, и сегодня, занимаясь с детьми дома, родители активно используют идеи вальдорфской и монтессори-педагогики, не говоря уже о безумно популярных кубиках Зайцева, а игры Бориса Никитина, предназначавшиеся для использования в семье, давно уже стали атрибутом хороших детских садов и развивающих центров. Вальдорфская педагогика Основатель — Рудольф Штайнер, философ, лидер оккультного антропософского движения в начале XX века.

Первая школа, работавшая по его методике, была открыта в 1919 году для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф Астория», в честь которой эта педагогическая система и получила свое название. Основные принципы • Уважение к индивидуальности каждого ребенка, его свободе и творческим возможностям — развивающая траектория разрабатывается для каждого конкретного ребенка, исходя из его интеллектуальных и творческих способностей, темперамента, семейных обстоятельств и т. д. • Чувственное переживание как основа познания — любой изучаемый материал должен эмоционально «проживаться» в творчестве.

• Воспитание через подражание: воспитательница в группе занимается повседневными делами — шьет, делает салат, печет пирог, а дети по мере желания присоединяются к ней. • Ритм — основа жизни вальдорфской группы: чередование будней и праздников, игры и работы, концентрации и расслабления, спокойных игр и эстафет, соревнований. • Экологичность — для нормального раз вития ребенок в игре и повседневной жизни должен соприкасаться только с натуральными материалами (шерсть, шелк, хлопок, дерево, воск), питаться только натуральной пищей, без добавок.

• Возрастная целесообразность — согласно вальдорфской педагогике, у ребенка сначала созревает эмоциональная, а потом уже интеллектуальная сфера. Преждевременная стимуляция логических и аналитических способностей подавляет нормальное развитие личности. Материалы и пособия для домашних занятий: • акварельные краски, восковые мелки, воск для лепки, природный материал, самодельные куклы.

Плюсы: теплая, доверительная атмосфера в группе, уважительное отношение к каждому ребенку; творческие занятия — рисование (спонтанные творческие игры с красками, запрет на копирование готовых шаблонов); эвритмия (своеобразное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов); игра на детских духовых и шумовых инструментах; театральные постановки; ручной труд (и мальчики, и девочки учатся работать на разных станках, шить, выжигать по дереву); впечатляющие, яркие праздники. Минусы: 9 связь с оккультным учением, абсолютно неприемлемым с точки зрения традиционных религиозных конфессий; слишком позднее, сточки зрения традиционной системы обучения, начало обучения чтению и письму; отсутствие логических игр; достаточно жесткий запрет на параллельные занятия в классических кружках, курсах подготовки к школе ит. д.; архаичность, оторванность воспитания и обучения от многих современных реалий, что может затруднить интеграцию ребенка в социум. Система Монтессори Основатель — Мария Монтессори, итальянский психолог и педагог.

Основные принципы • Мир детей и взрослых — совершенно разные миры. Главное отличие — это так называемые сензитивные периоды формирования ребенка, когда он максимально готов к освоению того или иного навыка или знания.

• Создание активной развивающей среды, четко организованной и соответствующей потребностям ребенка. • Целесообразность — нет и не может быть случайных деталей, любое действие воспитателя, любая деталь обстановки направлены на развитие ребенка. • Уважение к свободе каждого — каждый ребенок в монтессори-группе самостоятельно выбирает себе вид и темп работы, его свобода ограничивается лишь требованием уважать свободу окружающих: не мешать другим детям в их играх и размышлениях, возвращать все материалы на место в таком виде, чтобы ими могли воспользоваться другие, помогать новичкам, с уважением относиться к мнению товарищей.

• «Помоги мне это сделать самому» — ребенок, оказавшись в активной развивающей среде, насыщенной развивающими материалами, самостоятельно познает мир, а педагог лишь помогает ему в его наблюдениях и размышлениях. Система Зайцева Основатель — Николай Александрович Зайцев, разработавший систему обучения чтению, русскому и английскому языкам, математике.

Основные принципы • Для ребенка нет будущего времени, он живет здесь и сейчас и будет учиться лишь тому, что ему интересно в данный момент. • Обучение должно не опережать развитие ребенка, а соответствовать ему. • Ребенок способен решать задачи любой сложности, если они сформулированы на доступном ему языке игры и актуальны для него.

• Ребенок — не пассивный объект обучения, в который родители и педагоги втискивают знания-умения-навыки, а активный его субъект. • Ребенок познает мир всем телом. В процессе познания задействованы все сенсорные системы.

Обездвижить четырехлетку, заставив его сидеть смирно, — значит лишить его трех четвертей информации об изучаемом предмете. • При обучении чтению за базовую единицу берется не звук, не буква и не слог, а склад (когда мы читаем, то мысленно разделяем слово на составные части: П-с-ко-в, в-с-ко-ль-зь, с-к-ри-п-ка и т. д. Эти составные части и есть склады).

• При изучении математики оперируют количеством, а не символами, его обозначающими (цифрами). Плюсы: • опора на естественные механизмы освоения речи — лепетная речь первого года жизни состоит из складов; ребенок сначала учится понимать, что такое количество (два мячика, три кубика), и лишь потом — обозначать его цифрами; • простота и наглядность — склад конкретен, его можно подержать в руках, послушать, звонкий он или глухой, ит. д.: • зона сиюминутного развития (звенящие или стучащие кубики, в которые можно играть) сочетается с зоной ближайшего развития (вся фонетическая система языка сведена в таблицы); • динамичность — дети начинают читать раньше, чем забава им наскучит; • сочетание динамичной игровой методики со строгой внутренней логикой и системным подходом; • система дает возможность не отказываться сразу от принятых методик тем, кому это трудно, а использовать пособия в качестве дополнения для развития имеющихся программ.

Минусы: методика рассчитана на групповые занятия с дошкольниками, а в домашних условиях приносит ощутимый результат лишь в сочетании с другими, более традиционными способами обучения чтению; занятия по кубикам Зайцева-мощный стимул развития центров восприятия письменной речи; слишком раннее и интенсивное обучение чтению может привести клогоневрозам и задержке речевого развития; методика эффективна для правшей с доминирующим левым полушарием, у левшей и правшей сведущим правым полушарием иная стратегия освоения письменной речи; может тормозить развитие умения четко отличать на слух границы и значение каждого отдельно взятого звука речи, что чревато проблемами при обучении письму в школе; чтение по методике Зайцева — самодостаточный процесс, а маленькие дети не всегда связывают эту «игру в слова» практическим применением — самостоятельным чтением книг, до которого дозревают достаточно поздно; система Зайцева затрагивает прикладные области (обучение чтению, письму, счету) и не развивает творческие способности ребенка.