Творческое самовыражение ребенка или его катарсис

Мы хотим, чтобы наши дети выражали себя в творчестве, но не хотим, чтобы они откликались и путали творческий процесс с катарсисом (своего рода очищением души от накопленного негатива). Катарсис – это не творчество, это выход избыточного напряжения (разрядка). Когда дети рисуют в состоянии катарсиса, они делают это так, будто с силой бьют подушку. Как правило, они напряжены, рисуют, не обращая внимания на предыдущие линии и формы, портят кисти и создают беспорядок.

Катарсическое рисование иногда случается у детей на ранних стадиях творческого процесса. Они чувствуют себя проигравшими в поиске творческого вдохновения, рисуют быстрыми и небрежными движениями (не путайте с естественной небрежностью маленьких детей тогда, когда они впервые пробуют рисовать). Иногда дети даже пытаются внезапно окунуть руки в краску и хаотично приложить их к бумаге или используют губку или другой реквизит для быстрых и неистовых движений и мазков. Да, так дети избавляются от нервной энергии (психоэмоционального перенапряжения), но не возвращаются в отправную точку. Когда состояние катарсиса проходит, на несколько минут их самочувствие улучшается, но желаемого вдохновения и побуждения к истинному творчеству они так и не получают.

Можем ли мы помочь детям, когда они переполнены нервной энергией и нетерпением? Как нам направить их на путь раскрытия творческого потенциала и помочь найти отправную точку? Мы можем сделать это, помогая им после пережитых эмоциональных реакций вернуться к самим себе и заинтересовывая фантазированием, придумыванием и изобретательностью. Мы должны оставаться на их стороне, пока они не найдут верное направление. При этом мы можем задавать вопросы, чтобы пробудить их творческий потенциал.

Вопросы должны задаваться в шутливой форме и быть полными предвкушения возможного результата. Например, мы можем эмоционально спросить ребенка:

«Что бы ты сделал, если бы мог нарисовать все, что захочешь в этом целом бескрайнем мире, не беспокоясь ни о чем на свете? Если бы ты мог действительно сделать все, что угодно!».
«Что бы ты нарисовал, если бы мог рисовать медленно и осторожно?».
«Что бы ты сотворил, если мог бы начать рисунок с одного большого (или маленького) изображения?».
«Что бы ты изобразил, если бы мог нарисовать что-то о своей жизни?».
​Эти вопросы способствуют ощутить себя, свои чувства, не испытывая при этом принуждения или форсирования достижения определенного результата. Тем самым мы предлагаем общее направление мышления, раскрываем огромное поле деятельности, сфокусировав свое внимание на чувствах детей, переживаемых ими в данный момент.