В животе не спеша обучаем малыша

Уже много лет в нашей стране популярна идея раннего развития: с рождения детей учат буквам, чтобы они начали читать чуть ли не в 3 года; с пеленок с младенцами начинают изучать английский, математику и прочее. А есть пециалисты, которые пошли еще дальше: они настойчиво советуют развивать и воспитывать детей еще в утробе матери. Появилась целая наука о дородовом обучении – пренатальная педагогика, или пренатальное воспитание. Что это – мода или не­обходимость? И правда ли эффективно такое внутриутробное развитие?
Что это такое
Пренатальная педагогика – это целенаправленное, осознанное воздействие на еще не родившегося ребенка. Ее сторонники считают, что начинать воспитывать младенца надо, когда он еще сидит в животе мамы, что уже в это время можно улучшить интеллект, сформировать определенные качества, укрепить нервную систему и вообще оздоровить младенца.
Сами по себе идеи эти не новы, пренатальная педагогика стала развиваться уже давно – с конца 70-х годов прошлого столетия, просто в нашей стране она, как и вообще идеи раннего развития, стала популярна в последние лет пятнадцать. Началась пренатальная педагогика с того, что беременные женщины слушали музыку через аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы малыши тоже ее слышали. При этом врачи с помощью УЗИ наблюдали за тем, как меняются шевеления и сердечный ритм ребенка. Эксперименты в этой области проводились во многих странах.

У нас в России тоже появились свои специалисты пренатального обучения, со своими методами и теориями. Например, беременным рекомендовалось в определенное время дня петь специальные песни и проговаривать определенные упражнения.

Предполагалось, что после родов мама продолжит их петь уже вместе с ребенком. Еще на малыша воздействовали с помощью звуков и движений. Для этого женщина носила специальный музыкальный пояс, который позволял малышу начиная со II триместра беременности слышать музыкальные звуки и даже включать ту или иную музыкальную программу, используя силу собственных толчков! Был и такой метод – гипокситерапия беременных (гипо – мало, окси – кислород). С помощью специальных аппаратов имитировалось пребывание человека в горной местности, где содержание кислорода ниже, чем обычно. Таким «горным» воздухом будущая мама дышала
в течение нескольких недель по 30–40 минут. Цель таких занятий – подготовить ребенка к недостатку кислорода, который может возникнуть в родах. Все эти методы стали активно развиваться и совершенствоваться, и сегодня полно разных техник, схем в любой области: музыке, танце, рисовании и пр.

Зачем это нужно
Для чего же создавались все эти методики и что в итоге они дают? Если говорить в общем, то цель у них одна – помочь ребенку интеллектуально развиваться, укрепить его психику, наладить контакт с мамой. И доводов у сторонников пренатального развития много. Например, они говорят, что классическая музыка, прослушанная внутриутробно, стимулирует развитие слуха и моторики, способствует возникновению ассоциативных связей. И что в дальнейшем все это улучшит способность ребенка к обучению. Что дети, еще в животе мамы получавшие звуковой «стимул» в виде классики, вырастают более спокойными и рассудительными, у них хорошо развито логическое мышление, а также концентрация внимания.

Малыши, с которыми мама и папа активно общались во время беременности, рождаются более уверенными, самостоятельными, потому что еще внутриутробно они чувствовали, что нужны и желанны. У них также хорошо развито слуховое восприятие и абстрактное, творческое мышление.

Есть даже такие аргументы: если во время беременности мама занимается танцами, у ребенка развивается вестибулярный аппарат и после рождения малыш будет хорошо себя чувствовать в транспорте, его не будет укачивать. Или, например, танцуя, женщина активно двигается, и ребенок получает больше кислорода. Если же беременная поет, то звук ее голоса положительно влияет на иммунитет малыша, развитие всех его органов, в том числе и головного мозга. А если будущая мама регулярно посещает разные выставки, любуется произведениями искусства, наслаждается природой и пением птиц, есть высокая вероятность, что у нее родится ребенок, способный ценить красоту окружающего мира.

Как будет
Как видим, цели пренатального воспитания самые благие. Но правда ли, что все так и будет, как считают его сторонники? А вот с этим вопросом все гораздо сложнее. Подобные методики основаны лишь на теоретических предпосылках и имеют недостоверную доказательную базу. То есть нельзя сказать, что большинство детей, прослушавших классическую музыку во время беременности, потом, после рождения, будут спокойнее или умнее своих сверстников. То же самое касается и всех остальных методик. Именно поэтому, наоборот, многие специалисты критикуют подобные способы пренатального воспитания. И у них тоже для этого есть серьезные доводы. По сути, все методики пренатального воспитания – это некое воздействие на ребенка, возбуждающее его сенсорную систему. Как на самом деле малыш реагирует на это воздействие – никто не знает. Да, это правда, классическая музыка развивает, а танец мамы улучшает и кровообращение, и приток кислорода к организму, но вот действительно ли это улучшит состояние ребенка – неизвестно. И как определить границы воздействия на малыша? С родившимся младенцем хотя бы все ясно – включили ему Моцарта, послушал он его радостно минут 5, 10, 20, а потом устал и занялся чем-то другим. Здесь мама видит, что нравится ребенку и насколько он готов воспринимать какое-то воздействие. А как все это понять, если малыш пока не может сообщить о своем мнении? Вот он толкается или замер в ответ на какое-то воздействие (песенку, музыку) – это что значит? Ему нравится песенка, он равнодушен или, может быть, недоволен? И если нравится, то как долго он может ее положительно воспринимать? Все это, пока ребенок сидит в животе у мамы, непонятно.

Вот почему и боятся многие врачи и психологи, что чрезмерное воздействие на ребенка, его сильное раздражение может вызывать у него стрессовое состояние и излишне напрягать его нервную систему.

Так что существует даже такое мнение: общение матери с ребенком во время беременности – это хорошо, общаться можно и нужно, но это совсем не значит, что в будущем младенец будет как-то там лучше развиваться. Вот рождаются же у глухонемых матерей совершенно здоровые дети, которые по своему развитию не отличаются от детей, родившихся у обычных мам. Да и вообще, есть женщины, которые спокойно реагируют на беременность, новые методики, теории и прочее, они не считают нужным как-то там активно взаимодействовать с ребенком до рождения. И тем не менее их дети не отстают в развитии, а могут даже опережать сверстников.
Кроме того, оценивая развитие ребенка после рождения, мы в действительности не можем установить, откуда что взялось. Ребенок такой развитый (не развитый), потому что его «поцеловал» (или нет) Господь Бог, сработала генетика, на него повлияло социальное окружение? Как уж тут определить, какие знания малыш получил во внутриутробный период, а что – за время после рождения.

Что делать
Так что же делать, «развивать – не развивать, общаться – не общаться», если неизвестно, как пренатальное воспитание влияет на ребенка? Ответ простой: слушать себя, ориентироваться на свои пожелания и уклад жизни и не переусердствовать с тренировками и воздействиями. Относитесь к дородовому развитию скептически? Имеете на это право. Вы лучше знаете, что нужно вам и вашему ребенку во время беременности. Хотите заниматься пренатальным воспитанием – это тоже возможно, но придерживайтесь здравого смысла.

Английская пословица гласит: «Не надо воспитывать ребенка, он все равно будет похож на вас. Воспитывайте себя».

Поэтому, желая заниматься пренатальным воспитанием, мама и папа должны начать со своего развития. Трудно ожидать от ребенка, что он начнет читать или слушать классическую музыку, если мама и папа этого не любят и не делают. Поэтому пренатальное воспитание не должно быть чем-то нарочитым:
• Живите как обычно, отдыхайте, работайте, общайтесь с друзьями, гуляйте, путешествуйте и т.д.
• Поддерживайте хорошую физическую форму и физически готовьтесь к родам. Ешьте здоровую пищу, ведь от питания зависит развитие многих органов и систем ребенка, особенно нервной системы.
• Заботьтесь о себе (внешнем виде, здоровье) и о том, что вас окружает (доме, саде).
• Полюбите красоту: ходите в музеи, на выставки, обратите внимание на природу. Найдите то, что вам нравится: слушайте музыку или рисуйте, танцуйте, лепите, шейте, учите новый язык, фотографируйте.
• Общайтесь с ребенком: рассказывайте ему о том, как прошел день, что вы увидели, узнали. Хотите петь малышу песенки, читать сказки – делайте это. Не хотите – просто скажите, как вы его любите и ждете, какой он родится умный, красивый и здоровый (необязательно все проговаривать вслух, можно и мысленно). Гладьте живот, попросите папу тоже почаще общаться с малышом.

Неужели все так просто? А где же методики, техники и прочие схемы? А как же общение с ребенком в определенное время (по графику), какие-то специальные слова, развивающие стихи и песни, какая-то особая пренатальная музыка? Обычная, естественная, но гармоничная жизнь, которая дает нам покой и радость, – вот залог правильного развития ребенка.

Не думайте, что кто-то лучше вас знает, как именно вы должны общаться со своим ребенком. Следуйте советам, только если они кажутся вам ра­зумными, помогают избавиться
от каких-то проблем, если занятия поднимают вам настроение, заряжают энергией.