Почему малыш не говорит?

Появление речи у малыша является важнейшим показателем своевременного развития ребенка. Но все дети разные, и на процессы их созревания влияет большое количество факторов, условий жизни, общее состояние здоровья крохи. Современные родители уже больше не ориентируются на архаичный стандарт «в год ходить, в два говорить», но и они переживают, когда малыш не спешит начать общаться с ними вербальным путем. Так от чего же зависит речевое развитие ребенка? Нормальное речевое развитие ребенка В первую очередь важно понимать, что речь — это не моторный навык, работа определенных мышц и некоторые усилия со стороны ребенка. Это сложный процесс, который зависит от зрелости нервной системы, а также от того, какая эмоциональная среда окружает кроху. Важным фактором является наличие хронических заболеваний, особенностей развития ребенка, а также наследственная история семьи. Рассмотрим для начала, какие именно темпы развития современные специалисты считают нормой. Итак, если малыш здоров, то первые звуки, кроме плача, родители могут от него услышать в районе трех месяцев — это протяжные гласные, так называемое гуление. До девяти месяцев кроха будет расширять свой запас речевых выразительных средств, осваивая разные сочетания звуков — булькание, кряхтение и т.д. Он постепенно учится как бы общаться с родителями таким образом — речь уже произносится не просто в пространство, но можно проследить, что ребенок обращается к кому-то или реагирует на какой-либо предмет или процесс. Первые слова малыша После девяти месяцев малыш начинает произносить слоги, и часто это составные части реальных слов, которые он слышит от родителей. Но зачастую дети могут использовать свой собственный язык, который подсказывает им совсем другие названия для привычных объектов. Это также не считается патологией. Речевое развитие ребенка считается нормальным, его к году он произносит больше пяти слов из традиционного лексикона. Но при этом родителям стоит помнить, что, разумеется, никто еще не ждет от крохи идеальной артикуляции. Многие звуки могут произноситься смазанно, «проглатывания» каких-то слогов в слове также не представляют собой проблемы. Первые слова практически всегда состоят из одного слога, но и они считаются за полноценную речевую единицу в детском словаре. Не менее важное значение имеет пассивный словарь ребенка. Соотнесение слова с объектом, который этим словом обозначается, ничуть не менее сложный процесс, чем произнесение правильного набора звуков. Пассивный словарь малыш расширяет в основном за счет словесной активности в окружающей его обстановке. Родители обращаются друг к другу, общаются с крохой, называют для него окружающие его предметы не только для того, чтобы добиться повторения, но и чтобы ребенок запомнил слово и понял его. Первые простые предложения должны появиться в речи малыша после двух лет. А после трех лет начинается наиболее активное, взрывное речевое развитие ребенка. Именно про этот период многие родители вспоминают со словами «он болтал без умолку». Почему дети не начинают говорить Понятно, что самые первые этапы речевого развития ребенка слишком деликатны, и они могут протекать в видоизмененных формах. Но если к году не наблюдается очевидного продвижения в этой области, то многие родители начинают беспокоиться и обращаются за помощью к специалистам. Это правильно — ведь чем скорее будет определена проблема, тем проще будет ее компенсировать. К тому же родителям не стоит забывать — речь важна не только сама по себе, это важный механизм адаптации ребенка к жизни в целом. От того, насколько нормально протекает речевое развитие в детстве, зависит в целом развитие личности нового человека и его способность социализироваться. Чтобы помочь ребенку, в первую очередь необходимо исключить все физиологические причины, способные повлиять на развитие речи. Врач должен проверить работу сенсорных систем крохи: слухового и речевого аппарата в первую очередь. Возможно, причина задержки кроется в особенностях развития малыша, и ему требуется специализированная помощь. Также важно общее состояние здоровья крохи. Если ребенок родился ослабленным или в первый год жизни ему пришлось нелегко, то слабость организма в целом скажется и на речевом развитии в том числе. Словесная активность — сложный процесс, и если у ребенка нет для этого достаточных ресурсов, конечно, он будет молчать. Как родители могут помочь Если проблемы, связанные с физическим здоровьем, исключены, и малыш полностью здоров, однако говорить не торопится, родители должны проанализировать образ жизни всей семьи и крохи в частности. Здесь речь идет не о материальном достатке, а о психологическом комфорте, окружающем ребенка. Все семьи иногда испытывают кризисные периоды, от сложных жизненных ситуаций никто не может быть застрахован. Взрослым сложно бывает контролировать свои эмоции в таких случаях, но им не стоит забывать о том, что малыш находится с ними в одном информационном пространстве. Если он пока не может сам говорить и вообще еще очень мал, то это не значит, что он не чувствует общий настрой, царящий в доме, и эмоциональную атмосферу. Страх очень сильный фактор, подавляющий речевую активность и развитие ребенка в целом. Также не идет на пользу расширению словарного запаса крохи излишнее спокойствие, тишина и отсутствие ярких эмоций в среде. Маленькому ребенку необходимы разнообразные стимулы для общего развития, он должен наблюдать различные проявления чувств — это позволит ему успешнее адаптироваться в окружающем пространстве и приспосабливаться к нему. Но если родители сами по себе люди не разговорчивые и скупые на эмоции, то малыш просто не увидит примера для подражания, и у него не будет пространства для освоения и реализации новых навыков. Первые детские песенки, потешки и пальчиковые игры появились когда-то в культуре практически каждого народа не просто для забавы. Так родители с давних времен развивали естественным образом своих детей, демонстрируя им пример использования речи и общения. Современные мамы и папы иногда недооценивают важность живого общения, заменяя его на высокотехнологичные развивающие пособия. Да, шуршащие и блестящие музыкальные игрушки, конечно, принесут крохе определенную пользу, но маминой считалки они не заменят. Если родители будут чаще общаться с малышом с самых первых дней его жизни, это поможет избежать многих проблем с речевым развитием в будущем.