Прозвучали первые звонки, отшумел самый детский, самый цветочный праздник. Улыбки преподавателей, одноклассников, легкая грусть по ушедшему лету. На смену беззаботности пришла пора каждодневных проблем, множества вопросов как для детей, так и для любящих родителей.
Как развить познавательный интерес?
Как настроить ребенка на учение с удовольствием?
Как бороться с неуспеваемостью?
Почему усилия родителей оказываются малоэффективными?
Что мешает успеху?
«Хочешь изменить мир — начни с себя», — сказал когда-то Махатма Ганди. Ребенок, даже самый маленький — мир, таящий так много непознанного. Приблизить, понять его можно, только «перестроив» собственное зрение, научившись видеть проблему глазами ребенка. Это главное правило любой коммуникации.
В общении с ребенком успешны те, кто отказался от эгоцентризма. Прежде чем ругать за плохое письмо, начните с себя и попробуйте сами выполнить задание нерабочей рукой. Устроил ли вас результат?
Возможно, причина вовсе не в нерадивости, а в недостаточной подготовке мелкой моторики? Гораздо эффективнее ежедневных нотаций будут занимательные упражнения на развитие этой самой моторики, прикладные занятия с бумагой, пластилином, все виды рукоделия.
Надо научиться видеть суть возникшего затруднения в обучении ребенка, понять его истоки. Родительница первоклассницы сетует, что дочка не может запомнить простейшее правило сложения. То самое, о перестановке слагаемых. Причина, разумеется, в том, что семилетняя девочка плохо ориентируется в терминах. «Слагаемое», «сумма», «разность» звучат для нее сродни «аберрации» или «ирритации».
Вчерашний дошкольник, с его речевым багажом, сталкивается со множеством новых терминов, на изучение которых отводится весьма ограниченное время. Предложила поиграть с «профессию числа». Суть игры в том, что число меняет свою профессию, в зависимости от задачи. В ряду это порядковый номер, а в задачах становится «уменьшаемым» или «слагаемым».
Несколько минут игры, и ребенок прекрасно запоминает новые слова, а следом и простое правило.
«Словосочетание — это соединение двух или нескольких слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества предмета, действия и др.)»
Признайтесь, вам сразу удалось уловить смысл?
Приверженность к сложным терминам затрудняет само понимание предмета. Все гениальное должно быть простым. Помогая ребенку, родители не просто должны сами хорошо разбираться в материале, но и пробовать иные, креативные способы объяснения сути, успешность — это всегда новизна.
Призывая к усиленному вниманию из-за «сложной темы», будьте уверены, в этот момент страх перед трудностями снизит потенциал внимания. Позитивный настрой, ваша уверенность — хорошие помощники обучения и залог успеха ребенка.
Часто дети сталкиваются с трудностями слияния букв при обучении чтению. А ведь объяснение может быть достаточно простым. Не бойтесь подключать ассоциации, не бойтесь смелых аналогий с другими науками. Некоторые современные образовательные системы отказались от изучения предметов в пользу поиска решения локальной проблемы, используя различные научные знания. Такая вот обучающая эклектика.
Трудности обучения — это не только понятийная сложность. Часто родители сетуют на неусидчивость, частую отвлекаемость, плохую память. Все это характеристики основных психических процессов.
И в заключение информация, актуальная для начала учебного года. Знаете ли вы, что адаптация после летних каникул у ученика начальной школы может продлиться до полутора месяцев? Пятикласснику для активного включения потребуется месяц, а старшеклассникам достаточно двух недель. Дисциплина, активный отдых на свежем воздухе, спорт, правильное питание помогут ребенку быстро и безболезненно привыкнуть к учебным нагрузкам. В первый месяц лучше отказаться от посещения секций и кружков.