Кушаем сами!

В возрастной психологии есть такое понятие: ведущая деятельность, то есть занятие, самое важное для развития ребенка на данном этапе. Для дошкольника это — игра, для младших школьников — учеба, для средних классов — общение, старшеклассников — снова учеба либо работа. Так вот, для деток до 2 лет ведущей деятельностью является… принятие пищи! Представляешь? Это занятие не менее важно для развития, чем учеба! И здесь тоже есть свои отличники, которые сами кушают, используя различные аксессуары, и отстающие, которые лишь открывают рот, когда мама подносит к нему ложечку или бутылочку! Естественно, так удобней и быстрей. Но тогда есть смысл и уроки за ребенка делать, общаться вместо него с другими подростками и ходить за него на работу… Нонсенс? Но ведь именно этого и будут ожидать от тебя сын или дочь, получив в детстве опыт кормления без прикладывания усилий, лишенные радости от того, что удалось донести кусочек морковки или ложечку с кашей до рта! Кроме того, пассивное кормление сбивает естественные настройки ребенка и в будущем он не может понять, что уже наелся, и продолжает есть еще и еще. Отсюда лишний вес, риск диабета, кариес…

 

Бутылочка

Даже поднося новорожденного к соску или бутылочке, не запихивай их ему в рот, а легонько прикоснись к губам и подожди, пока младенец сам захватит. Разумеется, речь идет о здоровом младенце с нормальным весом. Ослабленному необходимо помогать. Как приучать к активной еде из бутылочки в дальнейшем? С 3-5 месяцев

Едва малыш научится лежа на спинке вытягивать перед собой обе ручки и сводить их вместе, вкладывай в них бутылочку со смесью либо водичкой (если стоит жара) и помогай в первое время доносить до рта. Сама будь рядом! Увидишь, как быстро твой вундеркинд освоит этот навык!..

Когда карапуз научится неплохо вставать на ножки, это будет означать, что следующий шаг в его развитии — отработка тонких движений кисти. Давай ему бутылочку с закрытой крышкой. Пусть сам снимает ее перед тем, как попить или покушать. Научился? Теперь предстоит еще более сложный фокус — нужно освоить надевание крышки обратно! С 12 месяцев

Кроха уже ходит? Покажи ему, куда следует относить бутылочку после еды. Также объясни, где всегда можно взять бутылочку с водой, чтобы попить. Ты противница этого аксессуара? Тогда все советы отнеси к поильничку или чашке-непроливайке!..

 

Нагрудничек

Что может быть трогательнее, чем вид малыша в нагрудничке, приготовившегося кушать? Только наблюдение за тем, как он сам его надевает! Естественно, завязать самому себе ленточки сзади на шее он не сможет. Лучше всего для развития самостоятельности выбрать такие модели, что на липучках, или надеваются через голову, как пончо. Сначала приучай его снимать: это легче. Заодно ребенок ознакомится с конструкцией нагрудничка, ощутит сопротивление материала.

Надевание нагрудника хорошо производить перед зеркалом. Надевай его не до конца: пусть малыш дотягивает его до нужного места и расправляет сам. Постепенно своди свои действия к минимуму. И однажды кроха наденет свой нагрудник полностью сам. На отработку этого навыка уходит всего пара недель.

 

Ложечка

А ты знаешь, что в Азии дети уже в годик способны довольно лихо захватывать рис палочками? Это намного сложнее, чем зачерпывать кашу ложкой! Так что без колебаний вкладывай ее в руку ребенка уже в полгода, когда он пробует свой прикорм, сидя на специальном стульчике. Для начала будет достаточно, если он пару раз ткнет  ложкой в тарелку и оближет ее, испачканную кашей или пюре. При необходимости направляй его ручку. Первые уроки владения ложкой нужно проводить, когда ребенок кушает именно то, что очень любит. Это ускорит процесс овладения навыком! Можно даже компотик или сок зачерпывать!.. По поводу того, стоит ли разрешать крохе намеренно разливать и размазывать по столу еду, идут споры. Кто-то говорит, что это развивает творчество, так как мало отличается от того, что делают современные художники в своих мастерских. Кто-то уверен, что такие действия следует пресекать, дабы не закрепить неряшливость. Решать тебе. Но вот научить карапуза вытирать следы своих неудачных попыток салфеткой намного полезнее и просто гуманнее, чем ругать его. Так ребенок поймет, что любые ошибки исправимы, просто нужно приложить усилия. Но и вытирать все за него не стоит: сын или дочь решат, что разгребать последствия их ошибок обязаны окружающие, а не они сами. Вредная установка!

Кроме того, приучай карапуза орудовать вилкой и ножом. Дети обожают такие инструменты, которыми можно накалывать и резать! С их помощью они готовы есть даже не особо любимое блюдо! Только позаботься, чтобы вилочка и ножик были детскими и безопасными. Ребенок не хочет самостоятельно кушать ложкой, вилкой и ножом? А он видит, как ешь с их помощью ты сама и другие члены вашей семьи? Подражание для дошкольника — главный двигатель обучения. Сажай малыша ужинать за общий стол вместе со всеми. Помогай ему минимально, иначе у него не будет причин что-то делать самому.