Куклы лечат

О куклотерапии мы расспросили семейного и детского психолога Людмилу Михайловну Овсяник из Минска.

— Кукла была и остается любимой детской игрушкой… Почему?

— Ребенок в возрасте до 2 лет считает игрушки, которые он держит, продолжением своей руки. Именно по этой причине маленькие дети не делятся игрушками, плачут, если их отнимают. Потому что игрушка — это они сами. Дети постарше рассказывают игрушкам обо всех своих бедах. В этой ситуации кукла — психотерапевт детской души. Если ребенку не хватает внимания и ласки матери, он спит с любимой игрушкой, обнимает ее, она заменяет ему недостающий тактильный контакт. На этом и основано учение о том, что кукла может лечить.

 

Расскажу свои печали

— Как проявляет себя кукла в работе психолога с ребенком?

— Есть дети, которые очень замкнуты в себе. У них, как правило, много агрессии или обиды, но они не могут это выразить. В этом случае срабатывает классика жанра: взять любую куклу или куклу-перчатку (надевается на руку) и начать общение с ребенком через нее. «Смотри, я такой злой, страшный, но я хочу с тобой подружиться. Давай сделаем что-нибудь вместе!» Взять еще одну куклу (лучше агрессивную): «Давай вместе подеремся, побалуемся». Или взять добрую пушистую игрушку: «Давай возьмемся за ручки и пойдем вместе посмотрим, что тут есть?» Ребенок берет куклу за ручку, для него это очень важно. Потому что это игрушка, а не взрослый человек. И он с удовольствием куда-то идет с ней, что-то с ней вместе делает.

 

Плюшевый доктор

— Если ребенок часто болеет, как ему может помочь куклотерапия?

— Есть разные ситуации: или это какое-то тяжелое заболевание, или психосоматическое. В последнем случае проблема связана с отношениями в семье. Ребенку недостает в здоровой жизни родительского внимания, и он болеет, чтобы получить его, чтобы за ним ухаживали и заботились о нем. Если же ребенок действительно болеет тяжелым заболеванием, длительно находится в больнице, хороший эффект дает клоунотерапия. Есть такой рассказ Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама», смысл сюжета которого в том, что к ребенку с онкологическим заболеванием, который должен вскоре умереть, приходит эта самая Розовая Дама и беседует с ним. Ребенок идентифицирует себя с гостьей (или клоуном), и это дает ему силы пережить день, каким бы он ни был тяжелым, и побороть свои страхи.

— Почему маленькие дети любят играть в больницу, доктора?

— Дети играют в доктора, скорее, не потому, что испытывают страхи, а потому, что они должны социализироваться в нашем взрослом мире. Им нужно проиграть много-много ролей, чтобы понять: где, что и как. Они лечат кукол и понимают, что лечение — это необходимый процесс, и когда их это коснется, игра поможет принять ситуацию как должную и справиться с ней.

— Очень часто ребенок не хочет пить лекарства…

— Усадить игрушку-мишку: давай его полечим, намешаем лекарств. А теперь ты выпей свои лекарства вместе с мишкой. Точно также можно наложить мишке компресс, закапать капли в нос, перевязать больную лапу.

— Какие еще приемы помогают достичь терапевтического эффекта?

— Например, у ребенка простуда с высокой температурой. К нему «приходит в гости» игрушка — котенок, который никогда не болеет. И мы начинаем сочинять сказку, что он однажды, увы, заболел, но придумал себе занятие: начал рисовать, петь песенки и быстро-быстро выздоровел. Тем самым мы даем ребенку потенциал на выздоровление.

 

Чем кукла дорога?

— А если родители вместе с детьми сами мастерят каких-то кукол?

— Когда родители вместе с ребенком что-то делают, это классно! Возникает тот самый контакт, который так необходим детям. Если родители замещают свое внимание к ребенку покупкой игрушек, то они (игрушки) не имеют никакой ценности. Игроманы часто вырастают именно в таких бездушных семьях.

— Какие игрушки должны быть у ребенка детсадовского возраста? Есть ли какие-то нормы?

— Есть. Для каждого возраста -свои игрушки. Младенцу нужны погремушки, 4-летнему малышу — наборы (военные, медицинские, кухонные и прочие), в 6 лет нужны уже какие-то электронные игрушки. Важно, чтобы ребенку нравилась игрушка. Мы с внуком (ему тогда было чуть больше года) как-то долго-долго ходили по магазину игрушек. Мне нравилось одно, мужу — другое, а внук выбрал… детскую швабру с яркой зеленой ручкой и цветными волосиками! С этой шваброй он долго играл, потому что она ему нравилась.

— Выбор — это одно. Но у каждого есть свои мечты: он видел что-то у друзей, и ему понравилось. Можно ведь сделать подарок, чтобы осуществить мечту…

 

— Момент «увидел у кого-то» мне немножко претит. Когда мы воспитываем ребенка, то не сравниваем его ни с кем другим, только тогда он не будет подсматривать что-то у кого-то и копировать. Очень важно развивать именно собственный внутренний мотив.

— Часто девочки любят играть в машинки. О чем это говорит?

— Возможно, о том, что есть старший брат.

— Любимые игрушки… Их обычно берегут. Но дети очень часто ломают их, разбирают машинки на запчасти.

— Пусть родители похлопают в ладоши: ребенок изучает мир, ему интересно. Почему мы решили, что он с этой машинкой должен возиться год? Он хочет посмотреть, что там внутри. Это его право. Это его вещь, его личная собственность. Мы ему подарили машинку, и он может делать с игрушкой все, что хочет.

 

Игры взрослых

— Существует и такое явление, как проявление жестокости по отношению к игрушкам…

— Ребенок в игре воспроизводит то, что видит в жизни.

— Это не его проблема, а проблема семьи?

— Есть такой феномен: если надо мной есть агрессия, если меня подавляют, я буду подавлять тех, кто слабее меня. Ребенок будет так относиться к игрушкам, как относятся к нему взрослые.

— И это правильная реакция?

— Это сигнал для родителей, своего рода маркер неблагополучия в семейных отношениях. Куклы — это микромир ребенка, который он воспроизводит посредством отношения к своим игрушкам. Сама игра — важный момент, когда ребенок формирует свои будущие черты характера, отношение к себе и окружающим.