Вызовы каждого года

Вызовы каждого годаСуществуют сотни таблиц, где указано, сколько должен весить ребенок в год или, скажем, в пять лет. Когда положено самому есть с ложки, а когда — складывать башню из кубиков. И каким образом формируются совесть, доброта, умение понимать себя и другого… 1 год Я — не мама, я — отдельный! Вы когда-нибудь задумывались о том, почему ребенок в животе у мамы умеет подносить ручку к ротику, ловить свою ножку и играть с ней, а родившись, теряет все эти навыки и снова обучается им только к 3-4 месяцам?

Это из-за послеродового стресса. И самый тяжелый для малыша фактор — вовсе не холодный воздух и не обилие света или резких звуков (ко всему этому он привыкает за несколько часов или дней — зависит от темперамента). Главным стрессирующим фактором является то, что от него осталась только часть: мама куда-то отделилась.

Он ощущает себя так, как мог бы чувствовать человек, которому удалили руки и ноги, глаза, зато обострили обоняние. Когда же мама берет его на руки, кормит, он снова ощущает себя полноценным и готов развиваться. Поэтому первые три месяца важно не спускать кроху с рук, прижимать к себе…

Однако с 3-4 месяцев очень полезно для развития дать ему понять, что он и мама — отдельные полноценные существа. Необходимо оставлять его одного в кроватке на короткое время. Откликаться на каждые два призыва из трех.

Тогда ребенок будет знать, что, если приложить усилия, добиться своего вполне реально. При этом он еще сможет учиться успокаиваться самостоятельно. Игры • Закрывайте свое лицо, а потом показывайте («ку-ку!») и вместе радуйтесь.

Карапуз смеется? Отлично!

Смех — реакция отпускания. Малютка созрел для частичного отделения от мамы, в Еще хорошо брать его на руки и подносить к зеркалу. Надевать шляпу на голову то ему, то себе.

Разрешайте стягивать ее. Так он сделает открытие, что вы… разные. 2 года Можно? Нельзя?

Когда ребенок уже способен ходить, открывать дверцы шкафов и вытряхивать содержимое ящиков, когда может взобраться на диван, оттуда на стол, а затем на подоконник, он ощущает себя всемогущим. Ваше дело — создать для крохи безопасное пространство и научить понимать слова «можно» и «нельзя».

Впрочем, лучше заменить «нельзя» на «опасно!» (трогать горячий чайник, тянуть на себя стул) или «не разрешаю!

» (бить бабушку, бросать телефон в унитаз). При этом нужно позволить карапузу первый раз дотронуться до горячего чайника, но под вашим присмотром и при условии, что он не настолько горячий, что останется ожог.

И пусть малыш опрокинет на себя стул, но… когда вы будете рядом и сможете подстраховать от слишком уж болезненных последствий. Тогда, если ребенок полезет в розетку, а вы скажете: «Опасно!» — он поверит вам на слово.

Что же касается «не разрешаю!», то следует просто развернуть малыша от бабушки или унитаза и переключить его внимание: можно обнять бабушку, можно позвонить по телефону папочке… ИГРЫ • Расставьте кубики, мягкие игрушки по полу.

Возьмите мячик. Скажите: «Кубики можно сбивать мячиком. А в мишку, зайчика и котенка его бросать нельзя!

» Поправляйте, если нарушил правила. • Протяните ребенку мячик или воздушный шарик со словом «можно». Пусть возьмет и вернет вам. Потом протяните со словом «нельзя» и не отдавайте.

Снова: «Можно!» Потом: «Нельзя!» Смеяться — обязательно!

3 года Хочу — не хочу «Хочешь печенье?» — «Нет!» «Пойдем птичек кормить?» — «Не хочу!

» А ведь хочет же, хочет. «А-а-а! Хочу машинку!» «А-а-а! Хочу мороженое.

Не такое. Хочу синее из огурца!

» Купили машинку, смешали мороженое с синим красителем и придали форму огурца. Но ребенку это уже не нужно. Издевается?

Нет, он учится… управлять своими желаниями! Раньше он просто делал все, на что его толкали импульсы.

Как животное идет и лакает, когда хочется пить, и спит, когда хочется спать. А трехлетка научился осознавать свои желания. Вернее, пока еще учится.

Даже взрослые не всегда понимают, чего они хотят, когда, скажем, бессмысленно щелкают пультом или перескакивают с сайта на сайт, едят, хотя вовсе не голодные, пьют алкоголь, даже если противно. Чтобы подобная участь не постигла ребенка, разрешайте ему высказывать любые желания и спокойно уточняйте: «Ты действительно хочешь, чтобы твой братик исчез?

И что тогда будет? Что ты скажешь?» В конце концов кроха поймет: ему хочется не исчезновения братика.

А чтобы мама вечером играла с ним подольше. Или чтобы братику купили отдельные игрушки, а не отдавали его старые. Это уже вполне решаемый вопрос.

Помогайте преобразовывать неконструктивные желания в конструктивные. Когда ребенок отказывается надеть резиновые сапожки, чтобы пойти на прогулку после дождя, или надеть пижаму после душа, то важно спокойно настоять на своем.

«Мама, я хочу гулять (спать)!» — «Сначала ты наденешь сапожки (пижамку)!» «Мама, я хочу пить (есть)!

» — «Хорошо. Но сперва ты наденешь сапожки (пижамку)!

» «Я хочу посмотреть мультики (послушать сказку)!» — «Отлично! Так и сделаем, как только ты наденешь сапожки (пижамку)»…

Если выдержать характер до конца 1 -2 раза, детский негативизм исчезнет. Вас проверили на прочность — и вы выдержали проверку!

ИГРЫ • Бросайте ребенку шарик, громко проговорив: «Конфета!» Если малыш ее хочет, он должен поймать и сказать: «Хочу!

» «Червяк!» — «Не хочу!» (Тогда шарик ловить не нужно).

«Радуга!» — «Хочу!

» «Грязная тряпка!» -«Не хочу!..» • Фанты: каждый член семьи кладет свою вещь в шапку.

Ведущий с завязанными глазами говорит, что сделать тому фанту, который по очереди вытаскивают из шапки. 4 года Я мальчик!

Или девочка?.. К 4 годам ребенок начинает не только осознавать, кто он (мальчик или девочка), и правильно говорить о себе: «Я пошел, я поел», «Я пошла, я поела…

» Но еще и старается стать таким же женственным, как мама (тетя, молодая воспитательница, русалочка Ариель), или мужественным, как папа (старший брат, дедушка, дядя, сосед, Шрек). Дети начинают чувствовать разное к себе отношение при общении со своим полом и противоположным. И им становится важно иметь друзей среди своего пола, но нравиться — противоположному.

Ровесникам и папе — для девочки. Сверстницам и маме — для мальчика.

Строятся далекоидущие планы по поводу женитьбы, замужества и количества будущих детей. При этом мальчики в своем воображаемом гареме находят место и для мамы.

В это время важно одевать и причесывать ребятишек в соответствии с их полом. Иначе у них упадет самооценка, да и отношения с ровесниками будет строить сложно.

ИГРЫ • С девочками играйте в принцесс, невест, русалочек. В дочки-матери.

Длинная юбка и фата или русалочий хвостик легко изготавливаются из занавесок и покрывал. Покупайте красивые куклы, изображающие девушек.

• Помогайте сыну перевоплощаться в солдата, пирата, робота. Возможно, вам придется стать монстром или драконом, с которым он будет сражаться. Шпаги, сабли различные палки и мечи идут на ура. 5 лет Так вот ты какая, совесть!

Раньше ребенок слушался, когда вы говорили ему «можно» или «не разрешаю». Но когда вашему сыну или дочери предложат попробовать алкоголь или наркотик, украсть в супермаркете пакетик чипсов, вас рядом не будет.

Важно, чтобы он научился сам понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. В этом вам поможет тесттренировка «Два кубика».

ИГРЫ • Играйте в ролевые игры с игрушками. К примеру, в «Детский сад». Вы выступайте в роли невоспитанных щенков, зайцев и мишек, которые не моют руки, бьют маленьких и грубят воспитательнице. А кроха пусть будет за воспитательницу (директора сада, если мальчик) и учит зверят, как нужно себя вести.

6 лет Ваня — тоже человек? Да, ребенок умел обобщать и раньше: чашка, вилка, тарелка, чайник — это посуда, а мама, продавец и Ваня — люди.

Но, заметьте, себя он в сей ряд не включал. Это — детский эгоцентризм.

Да, если я Ваню стукну, то он будет плакать. Но он это делает специально, чтобы меня наказали. А вот если Ваня стукнет меня, то я буду плакать потому, что мне больно.

Иными словами, сын или дочь учатся ставить себя на место другого человека. И даже способны представить, что тот может подумать или увидеть, почувствовать.

ИГРЫ • Загадывайте логические загадки. «Представь, что у тебя есть брат Юра и брат Вова.

Сколько братьев у Юры? Перечисли». Поначалу сын будет говорить, что у Юры только один брат Вова.

Объясняйте, что брата два — Вова и он сам (для девочек вариант задачи с сестрами). • Посадите в ряд 2-3 куклы, а сзади мишку.

Ребенка поставьте перед игрушками. Попросите нарисовать, что видит мишка (он нарисует так, как видит сам). А сами нарисуйте за мишку игрушки со спины. Сверьте рисунки.

Чей правильный? Пусть малыш подойдет к мишке сзади и проверит!

Комментарии запрещены.

Развитие ребенка
  • Первое купание ребенка

    22.11.2017

    Первое купание ребенка для каждого родителя, это незнакомое и страшное мероприятие. Как и что и сколько всего должно быть? Родители чувствуют себя не ловко. Не переживайте! Вот инструкция для купания – как купать ребенка... 
    Читать полностью

Мамины записки
Здоровая семья. Ответы на все вопросы